Кабардинцы (Кабардей)
- воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая
многочисленная и единственная, не задетая по окончании кавказ.
войн, выселению черкесов в Турцию. К. населяют
Большую и МалуюКабарду, када они, по преданиям, в незапамятные
времена переселились с восточного берегов
Черного моря, под предводительством некоего Кабарды Тамбиева.
Предания К. упоминают и оба императора
Юстиниана, распространившего среди них христианскую веру,
которая господствовала в Кабарде до начала 18
века. Русские очень рано столкнулись с этим наиболее могущественным
племенем Предкавказья. Народные
предания К. говорят о походе на Тмутаракань, где княжил в
то время сын св. Владимира-Мстислава, о
единоборстве его с кабардинским богатырем Редедею. Иоанн
Грозный, приняв К. в свое подданство, оказывал им
милости, строил для них церкви и женился, вторым браком,
на черкесской княжне Марии Темрюковне. Дальнейшая
история К. представляется собою борьбу между влияниями отдаленной
Москве и более близкого Крыма,
закончившуюся водворением среди К. мусульманства,
под влиянием которого сложилась легенда об арабском
происхождении родоночальника К. - Инала.
Тем не менее Россия всегда имела среди кабардинской знати
своих приверженцев. Во время персидского
похода Петра I (1722) К., не смотря на угрозы
крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно
заботилась о сохранении дружественных отношений
к К.. которые держали в зависимости все соседние горские
племена - ингушей, осетин, абазинцев, горских
татар - и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к
наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский
хребет. По белградскому миру (1739) Россия отказалась от
своих исторически сложившихся отношений к Кабарде,
которая объявлена была свободной и должна была служить
буфером между Россией и Турцией; за каждым из
этих государств признано было право, в случае надобности,
укрощать и наказывать К. силою оружия. По Кучук-Кайнарджийскому
мирному трактату (1774) К. сделались
русскими подданными. Во время турецкой войны
1787-91 гг. часть их поднята была против России проповедью
Шейха-Мансура. После чумы 1811 г. и восстаний
1804 и 1822 гг. число К. убавилось. К 1890 г. всех К. в Терской
области
считалось 10787 семейств, с 70183 д., из которых
в Малой Кабарде проживало 2092 сем. С 14179 д.*)
*В эти цифры не включены селения так называемых беглых
кабардинцев, образованные несколькими
кабардинскими семействами, которые, оставив
свое отечество, переселялись в разное время в долины обоих
Зеленчуков, в верховья Урупа и др.
Кабарда была и поныне еще остается для горцев школою хорошего
тона и манер. Все горцы Сев. Кавказа, а
за ними и казаки, заимствовали у К. форму одежды,
вооружение, посадку на конъ и т.п. В экономическом отношении
К., отстали от своих соседей. Первоначальное общественное
устройство К. носило аристократический характер и
в современном этикете отражается еще почтительность низших
сословий ко всем высшим, которая прежде была
развита до чрезвычайности. Среди К. насчитывалось 11 сословий.
Во главе народа стояли пши - князья. За ними
следовали вуорки или уздени трех степеней и уздени - пшехао
(княжья отроки, конвойные князья). Уздени первой
степени хотя и подчинялись князьям, но считались владетельными
наравне с ними. Уздени 2-й и 3-й степени
могли иметь свои деревни и своих крестьян, но вместе с ними
причислялись к владению одного из узденей 1-й
степени; обыкновенно они редко имели крестьян, были отличные
наездники, и хищничество служило для них
единственным средством к пропитанию. Зависимых сословий было
четыре: азатами (вольноотпущенники), оги
(крестьяне, отбывавшие барщину), логунапыты (дворовые) и
унауты или унаутки (бесправные, жившие
безотлучно при владельце и не имевшие даже права обзаводиться
постоянной семьей). Большая Кабарда состояла
под властью четырех, М. Кабарда - двух княжеских фамилий.
После смерти князя, подвластный ему народ
разделялся на части, и каждая часть с своими аулами избирала
себе князя из детей умершего. С раздроблением
княжеских родов и под влиянием мусульманства, власть князей
подвергалась ограничениям. Первоначально в делах
правления принимал участие народ, в лице выборных представителей,
а затем и духовенство. В последнее время
независимости К. общественные дела ведались валием и мехкеме.
Звание валия принадлежало старшему по летам
князу, который, с помощью наиболее именитого лица из благородных
сословий (тлакотлешь), управлял внешними
и внутренними делами Кабарды. Мехкеме (собрание), составленное
из дворянства и почетных вуорков, с участием
валия, чилино суд и расправу, а также согласием своим узаконяло
постановления валия относительно введения
новых и отмены старых обычаев. Прежнему общественному устройству
К. (поколебленному после погромов 1804
и 1822 гг.) положен был конец освобождением зависимых сословий
в 1866 г. При этом лицам высших сословий
отведено было в частную собственность от 100 до 1810 дес.
каждому (а всего 91501 дес.), с сохранением за ними
права общинного пользования землею в аульных дачах. В надел
аульных обществах отведено 323907 дес.,
пользование которыми установилось по типу казачьей земельной
общины. Наконец, в общем пользовании
кабардинцев и пяти соседних обществ горских татар находятся
обширные запасныя земли, состоящие из
нагорных пастбищ и лесов бывшего казенного Мало-Эшкаконского
участка и пастбищных земель, расположенных
по рр. Золк/ъ и Эток/ъ. Владение этими землями было возвращено
горскому населению Кабарды в 1864 г. и
закреплено за ним законом 21 мая 1889 г., "до тех пор,
пока означенное население будет вести себя, как означенное
население будет вести себя, как приличествует верноподданным".
Доходы с этих запасных земель, которые
могут обеспечить широкое развитие скотоводства в Кабарде,
поступают в общественный капитал
кабардинского народа. Все эти земли распределены для пользования
между 10 группами селений, а за каждую
десятину уплачивается особый сбор в 10 коп. (Собр. узакон.
1891 г. , ст.741). Остальное об экономическом бите К.
см. Кабарда. В 1887 г. К. привлечены к отбыванию воинской
повинности, но поставка новобранцев временно
заменена для них взиманием особого денежного сбора, размер
которого немногим превышает 1 р. 5 к. на дым в
Большой Кабарде и 63 коп. в Малой. Государственная подымная
подать составляет 5 руб. с дыма в Большой
Кабарде и 3 руб. в Малой.
Кабардинский язык - наречие адыгского или черкесского языка -
на имеет почти никакой письменности.
Первую попытку печатания на этом языке сделал
Кази Атажукин, выпустивший в 1864 г. - отрывки из поэмы
Сосыпуко и несколько рассказов из Гюлистана, в 1865 г. -
кабардинскую азбуку, в 1867 г. - популярную книгу о
воздухе и воде. По его стопам пошел Шарданов, напечатавший
в 1864г. правила мусульманской веры. Затем Л.Г.
Лопатинский составил краткую кабардинскую грамматику и русско-кабардинский
словарь, напечатанный в
"Сборнике материалов для описания местностей и плен
Кавказа" (вып. 12-й, Тифлис, 1891), где помещены и
народные сказания.