кто такие черкесы(адыги)...

примечание: слова "черкес" и "адыгеец" пришли из других языков, и не являются названиями отдельных адыгских племен.

основные адыгские племена:

абадзехи
бесланеевцы
бжедуги
жанеевцы
егарухаевцы
кабардинцы
мамхяговцы
махошевцы
натухайцы
темиргоевцы
хатукаевцы
шапсуги


Кабардинцы (Кабардей) - воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая

многочисленная и единственная, не задетая по окончании кавказ. войн, выселению черкесов в Турцию. К. населяют

Большую и МалуюКабарду, када они, по преданиям, в незапамятные времена переселились с восточного берегов

Черного моря, под предводительством некоего Кабарды Тамбиева. Предания К. упоминают и оба императора

Юстиниана, распространившего среди них христианскую веру, которая господствовала в Кабарде до начала 18

века. Русские очень рано столкнулись с этим наиболее могущественным племенем Предкавказья. Народные

предания К. говорят о походе на Тмутаракань, где княжил в то время сын св. Владимира-Мстислава, о

единоборстве его с кабардинским богатырем Редедею. Иоанн Грозный, приняв К. в свое подданство, оказывал им

милости, строил для них церкви и женился, вторым браком, на черкесской княжне Марии Темрюковне. Дальнейшая

история К. представляется собою борьбу между влияниями отдаленной Москве и более близкого Крыма,

закончившуюся водворением среди К. мусульманства, под влиянием которого сложилась легенда об арабском

происхождении родоночальника К. - Инала.

Тем не менее Россия всегда имела среди кабардинской знати своих приверженцев. Во время персидского

похода Петра I (1722) К., не смотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно

заботилась о сохранении дружественных отношений к К.. которые держали в зависимости все соседние горские

племена - ингушей, осетин, абазинцев, горских татар - и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к

наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет. По белградскому миру (1739) Россия отказалась от

своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной и должна была служить

буфером между Россией и Турцией; за каждым из этих государств признано было право, в случае надобности,

укрощать и наказывать К. силою оружия. По Кучук-Кайнарджийскому мирному трактату (1774) К. сделались

русскими подданными. Во время турецкой войны 1787-91 гг. часть их поднята была против России проповедью

Шейха-Мансура. После чумы 1811 г. и восстаний 1804 и 1822 гг. число К. убавилось. К 1890 г. всех К. в Терской области

считалось 10787 семейств, с 70183 д., из которых в Малой Кабарде проживало 2092 сем. С 14179 д.*)

*В эти цифры не включены селения так называемых беглых кабардинцев, образованные несколькими

кабардинскими семействами, которые, оставив свое отечество, переселялись в разное время в долины обоих

Зеленчуков, в верховья Урупа и др.

Кабарда была и поныне еще остается для горцев школою хорошего тона и манер. Все горцы Сев. Кавказа, а

за ними и казаки, заимствовали у К. форму одежды, вооружение, посадку на конъ и т.п. В экономическом отношении

К., отстали от своих соседей. Первоначальное общественное устройство К. носило аристократический характер и

в современном этикете отражается еще почтительность низших сословий ко всем высшим, которая прежде была

развита до чрезвычайности. Среди К. насчитывалось 11 сословий. Во главе народа стояли пши - князья. За ними

следовали вуорки или уздени трех степеней и уздени - пшехао (княжья отроки, конвойные князья). Уздени первой

степени хотя и подчинялись князьям, но считались владетельными наравне с ними. Уздени 2-й и 3-й степени

могли иметь свои деревни и своих крестьян, но вместе с ними причислялись к владению одного из узденей 1-й

степени; обыкновенно они редко имели крестьян, были отличные наездники, и хищничество служило для них

единственным средством к пропитанию. Зависимых сословий было четыре: азатами (вольноотпущенники), оги

(крестьяне, отбывавшие барщину), логунапыты (дворовые) и унауты или унаутки (бесправные, жившие

безотлучно при владельце и не имевшие даже права обзаводиться постоянной семьей). Большая Кабарда состояла

под властью четырех, М. Кабарда - двух княжеских фамилий. После смерти князя, подвластный ему народ

разделялся на части, и каждая часть с своими аулами избирала себе князя из детей умершего. С раздроблением

княжеских родов и под влиянием мусульманства, власть князей подвергалась ограничениям. Первоначально в делах

правления принимал участие народ, в лице выборных представителей, а затем и духовенство. В последнее время

независимости К. общественные дела ведались валием и мехкеме. Звание валия принадлежало старшему по летам

князу, который, с помощью наиболее именитого лица из благородных сословий (тлакотлешь), управлял внешними

и внутренними делами Кабарды. Мехкеме (собрание), составленное из дворянства и почетных вуорков, с участием

валия, чилино суд и расправу, а также согласием своим узаконяло постановления валия относительно введения

новых и отмены старых обычаев. Прежнему общественному устройству К. (поколебленному после погромов 1804

и 1822 гг.) положен был конец освобождением зависимых сословий в 1866 г. При этом лицам высших сословий

отведено было в частную собственность от 100 до 1810 дес. каждому (а всего 91501 дес.), с сохранением за ними

права общинного пользования землею в аульных дачах. В надел аульных обществах отведено 323907 дес.,

пользование которыми установилось по типу казачьей земельной общины. Наконец, в общем пользовании

кабардинцев и пяти соседних обществ горских татар находятся обширные запасныя земли, состоящие из

нагорных пастбищ и лесов бывшего казенного Мало-Эшкаконского участка и пастбищных земель, расположенных

по рр. Золк/ъ и Эток/ъ. Владение этими землями было возвращено горскому населению Кабарды в 1864 г. и

закреплено за ним законом 21 мая 1889 г., "до тех пор, пока означенное население будет вести себя, как означенное

население будет вести себя, как приличествует верноподданным". Доходы с этих запасных земель, которые

могут обеспечить широкое развитие скотоводства в Кабарде, поступают в общественный капитал

кабардинского народа. Все эти земли распределены для пользования между 10 группами селений, а за каждую

десятину уплачивается особый сбор в 10 коп. (Собр. узакон. 1891 г. , ст.741). Остальное об экономическом бите К.

см. Кабарда. В 1887 г. К. привлечены к отбыванию воинской повинности, но поставка новобранцев временно

заменена для них взиманием особого денежного сбора, размер которого немногим превышает 1 р. 5 к. на дым в

Большой Кабарде и 63 коп. в Малой. Государственная подымная подать составляет 5 руб. с дыма в Большой

Кабарде и 3 руб. в Малой.


Кабардинский язык - наречие адыгского или черкесского языка - на имеет почти никакой письменности.

Первую попытку печатания на этом языке сделал Кази Атажукин, выпустивший в 1864 г. - отрывки из поэмы

Сосыпуко и несколько рассказов из Гюлистана, в 1865 г. - кабардинскую азбуку, в 1867 г. - популярную книгу о

воздухе и воде. По его стопам пошел Шарданов, напечатавший в 1864г. правила мусульманской веры. Затем Л.Г.

Лопатинский составил краткую кабардинскую грамматику и русско-кабардинский словарь, напечатанный в

"Сборнике материалов для описания местностей и плен Кавказа" (вып. 12-й, Тифлис, 1891), где помещены и

народные сказания.

позже будет выложено и про другие адыгские племена...(понятия "черкес" и "адыгэ" относится ко всем адыгским племена)

 
 
 
 
CIRCAS © 2003

 

Используются технологии uCoz