Черкесы
- этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных
по языку и культуре, западно-горских народностей Кавказа, занимавших
(до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости,
значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и вост. берег
Черного моря, т. е. всю южную часть нынешней Кубанской обл. и зап.
часть Терской. Ч. делят на три большие группы: собственно Ч. или
адыге, как они сами себя называют, кабардинцев - и абхазцев (родственность
языка последних с языком Ч. научно, впрочем, еще не установлена).
В составь 1-й группы (адыге) входили следующие народности: абадзехи,
самое воинственное из черкесских племен, обитавшее в долинах pp.
Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по cев. склону Кавказского хребта;
шепсуги, населявшие долины р. Убинъ и ее притоков; натухайцы (по
берегу Черного моря от Анапы до р.Туапсе и по р. Кубани до Адагума);
бесленеевцы - "жители большого леса"; к западу от последних
егарукаи и мехешевцы; еще далее па запад, между pp. Схагуаше и Пшишь
- гатюкаевцы; севернее, по правому берегу Белой и по водоразделу
с Лабой - темиргои (кемгуй); бжедуги (между рр.Афипсом и Белой,
к востоку от шепсугов); наконец, жинеевцы, некогда могущественное
племя, некогда могущественное племя, остатки которого удержались
на Каракубанскомъ о-ве, и весьма смешанное племя убыхов. Ч. жили
на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые
исторические сведения о них восходят к началу VI в. до Р. Хр.
Название Ч. дано им окружающими
их народами, сами же себя они всегда называли адыге. Клапрот выводит
название Ч. из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать),
так что Ч. - синоним разбойника; но название это, по-видимому, древние
появления тюркских премен в Средней Адии. Уже у греческих историков
встречается название керкет, которое относят именно к Ч. Греки их
называли также зюхой (у Арриана). В древности территории Ч., кроме
западного Кавказа, простиралась и на Крымский полуостров. Еще в
1502 г. они занимали весь восточный берег Азовского моря до
Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами.
О древнейшей истории
Ч. сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они
постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков,
персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими. По словам
Масуди (Х в.), они одевались в греческие шелковые материи и придерживались
религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия
исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали
тот социальный воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным
до эпохи борьбы с Россией. От XVI в. дошло до нас первое детальное
описание быта Ч., сделанное генуэзцэм Интериано. Он рисует конгломерат
независимых племен, организованных на феодальных началах, общества,
состоявший из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние
служили предметом торговли даже с Каиром. Свободные знали только
охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес,
беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках
резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от
них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое
наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились,
как красота и грация их мужчин и женщин. Но быт их был полон грубости
и жестокости.
Они считались христианами,
но приносили жертвы языческим бога; их похоронные обряды часто были
языческие; они придерживались многоженства; жизнь их была до такой
степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные
не смели входить в церковь. Письменности они не знали. Единственной
их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили,
употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра.
В образе жизни (жилища, пища) они были просты; роскошь проявлялась
только в оружии и отчасти в одежде. В XVII в. другой путешественник.
Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее
чем за одно столетие. Половина Ч. уже исповедует магометанство;
не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в
жизнь Ч.. постепенно подпавших и политическому влиянию турок. По
заключении Адриапольского мира в 1829 г., когда все турецкие владения
на Кавказе перешли к России. Ч. (с территорией которых Россия граничила
по р.Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны
были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю
войну, кончившуюся эмиграцией большинства Ч. в Турцию и принудительным
выселением оставшихся с гор на плоскости.
В 1858 г. их насчитывалось
на правом склоне Кавказского хребта до 350 тыс. мжч., из коих 100
тыс. одних благородных. По окончании войны до 400 тыс. душ выселилось
в Турцию. К концу 1880-х годов всех Ч. насчитывалось 130 тыс., из
коих большая часть (84 тыс.) - кабардинцы. Из собственно Ч. (адыге)
в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тыс., бжедухов 12 тыс.,
бесленеевцев 6 тыс., шапсугов 2? тыс. - все в Кубанской обл., да
еще в Черноморской губ. до 1200 душ. Собственно Ч.-адыге стройны
и широкоплечи. Их волосы, чаще всего темнорусые, обрамляют лицо
с прекрасным овалом, с блестящими глазами, почти всегда темными.
Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию. Они с гордостью
говорят: "sse adighe - я адыге" (Шантр).
Костюм Ч. состоит из бешмета
или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой
галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка
(название от Ч. перешедшее к нам), ружье, кинжал и пистолеты; на
черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов,
на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки
оружия. Женщины поверх шаровар надевают длинную рубашку из бязи
или кисеи, с широкими рукавами, поверх рубахи шелковый бешмет, чевяки,
обшитые галуном, а на голове круглую шапочку, повитую белой кисейной
чалмой. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.
Усадьба Ч. обыкновенно расположена
совершенно уединенно. Она состоит из сакли, построенной из турлука
и крытой соломой, амбара на столбах и хлева, обнесенных плотным
тыном, за которым тянутся огороды, засеянные преимущественно кукурузой
и просом. К забору с наружной стороны примыкает кунакская, состоящая
из дома и конюшни, огороженных частоколом. Сакля состоит из нескольких
комнат, с окнами без стекол. Вместо печи в земляном полу углубление
для огня, с плетеной, обмазанной глиною трубой. Обстановка самая
незатейливая: полки по стенам, несколько столиков, кровать, застланная
войлоком. Каменные постройки редки и только на вершинах гор: воинственный
Ч. считали постыдным искать защиты за каменными оградами. В пище
Ч. очень нетребователен. Обыкновенная его еда: пшеничная похлебка,
баранина, молоко, сыр, кукуруза, просяная каша (паста), буза или
брага. Свинины и вина не употребляют. Кроме земледелия, скотоводства
и охоты, Ч. культивируют пчеловодство. Еще в 50-х гг. XIX в. социальный
строй Ч. напоминал собой даже до деталей феодальный быт средневековой
Европы.
Князья, благородные, вассалы,
крепостные, рабы, вольноотпущенные, крестьяне, крепко сплоченные
для взаимной защиты - такова была сложная организация Ч. В одном
они отличались от средневековых европейцев: наличностью родового
быта, со всеми его особенностями, с его адатом, кровной местью,
институтом гостеприимства. Эти черты, особенно последние две, сохранились
и до настоящего времени. У благородных существует обычай отдавать
в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью,
опытному учителю (аталык). В семье учителя, вдали от ласк и изнеживающего
влияния родителей, мальчик проходит суровую школу закаливания и
приобретает все привычки наездника и воина, а девушка - все познания
хозяйки дома иработницы. Между воспитанниками и их воспитателями
и семьями последних устанавливаются на всю жизнь прочные и нежные
узы дружбы. Молодые люди встречаются во время празднеств, танцуют
свой национальный танец кафенир (род лезгинки), во время которого
происходят объяснения в любви, в единственно допускаемой символической
форме произведения выстрелов перед возлюбленной. До брака молодые
не имеют никакого общения, но через посредство своих друзей жених
просит согласия невесты и условливается соглашение на счет калыма.
Положение женщин тяжелое; на
них лежат самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома. Со 2-й
половины XXIII в. Ч. все стали магометанами-суннитами. Приверженность
к магометанству поддерживается ненавистью к иноверным победителям;
но они далеко не магометане по существу. Их религиозные обряды и
воззрения - смесь язычества, христианства и магометанства. Они доныне
поклоняются Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам
воды, моря, деревьев, стихий. Они приносят своим богам кровавые
жертвы. Особенно уважаются их священные рощи, которых не смели профанировать,
в свое время, даже их священники, ограничивавшиеся лишь установлением
среди них крестов, возведением храмов и т.д.
Язык Ч. совершенно отличен
от прочих крестов, возведением храмов и т.д. Язык Ч. совершенно
отличен от прочих кавказских языков. Самое чистое наречие - кабардинское;
оно отличается обилием губных и палатальных звуков, делающих усвоение
произношения почти немыслимым для европейца. Имеется опыт грамматики
и словаря, но научное исследование языка стоит еще
на очень примитивной ступени.
Лит. см.
Кавказский край, Кабардинцы, Абхазцы, а также у Семенова ("Геогр.-статистич.
словарь России") и Межова.