из истории...

 

 



Адыги в эпоху позднего средневековья занимали значительную территорию

Северного Кавказа - весь Северо - Западный Кавказ и районы Центрального и даже

Северо-Восточного Предкавказья. Для обозначения их употреблялись два термина -

"адыге" (как самоназвание, но не получившее широкого распространения в европейской

литературе) и "черкес".


Примерно с 40-х годов 13века в источниках появляется слово "черкес"

(джеркас). В языке адыгов термин "черкес" существует как "шэрджэс". В исторической

литературе он является синонимом "адыг". Исследователи этноним "черкес" связывают

с более древними наименованиями адыгов - "кашки" (каски), "керкеты". Этого мнения

придерживался, например Шора Ногмов.


По признанию лингвистов, "керкеты" античных, греко-римских историографов

(более поздняя форма - "черкеней") не кто иные, как современные черкесы. Принято

считать, что термины "керкет" (наименование древне адыгского племени,

проживавшего на побережье Черного моря) и "черкес" тождественны - в греческом

алфавите не было обозначения звука "ч", оно было заменено буквой "к".

По мнению Тебу де Мариньи, имя "черкес" татарское и на этом языке означает

"отрезающие путь". В настоящее время черкесами называют часть адыгов,

проживающих в Карачаево - Черкесии. Этот термин и сейчас употребляется некоторыми

народами Северного Кавказа для обозначения всех адыгов.

В 18-начале 19 веках адыги продолжали занимать значительную территорию от

устья Кубани и до Центрального Предкавказья включительно. На севере граница

проходила по р. Кубани. На юге это пространство примыкало к Главному Кавказскому

хребту.

Адыги продолжали составлять основное население двух территориально

-политических образований Северного Кавказа - Черкесии и Кабарды.

Область расселения западных адыгов называлась - Черкесией, а восточных

- Кабардой. Черкесия занимала территорию от северо-западной оконечности Большого

Кавказа (Главного Кавказского хребта) до среднего течения реки Уруп. На севере

граница шла по р. Кубани от устья до впадения в нее р. Лабы. На юго-западе Черкесия

примыкала к Черному морю от Тамани до р. Шахэ. В 18 веке Кабарда охватывала

пространство от верховьев р. Кубани на западе и до р.Сунжи на востоке.

Под общим названием "черкесы" скрывалось много этнических (племенных и

локальных) групп адыгов с различными наименованиями: шапсуги, абадзехи, бжедуги,

натухайцы, темиргоевцы, жанеевцы, хатукаевцы, махошевцы, егарухаевцы,

бесланеевцы, кабардинцы. По некоторым данным, общая численность адыгов

приближалось к одному миллиону.

Судьба указанных адыгских групп складывалась по-разному. Одни из них в

процессе войн и обострения политической ситуации, эпидемий и т.д. численно

сокращались и были поглощены другими группами, а другие (шапсуги и абадзехи),

наоборот, численно и территориально увеличивались. Исчезли почти жанеевцы -

некогда могущественное племя, занимавшее западную часть территории адыгов. Они

жили по берегу моря вдоль р. Пшад. Исчезновение жанеевцев связано с физическим их

истреблением Турцией и Крымским ханством, а также с этнической ассимиляцией -

поглащением жанеевцев другими локальными группами адыгов.

Восточнее женеевцев с начала 19в проживали бжедуги (бжьэдыгъу), которые

делились на две локальные группы - черченеевцев и хамышеевцев. Натухайцы

(натхъуэдж)- одно из самых многочисленных племен - жили на территории от устья и

нижнего течения Кубани на севере до р.Джубги на юге, т.е. главным образом вокруг

г. Анапы, а также по побережью Черного моря в юго-восточном направлении. С

натухайцами постепенно слились хегаки - маленькое адыгское племя, жившее под

Анапой. Как считают, в состав натухайцев вошли также часть жанеевцев и хатукаевцев

("хьэтыкъуей"). Шапсуги (шапсыгъ) занимали территорию на южных и северных склонах

Кавказского хребта. Самое многочисленное племя. В течение 18в и в начале 19в

численность шапсугов постоянно увеличивалось за счет притока людей из соседних

адыгских обществ. Абадзехи (абэзэхэ) занимали большую территорию в Кавказских

горах от бассейна р. Аффипса до бассейна р. Лабы. Темиргоевцы (к1эмыргуей) - одно

из значительных по численности и политическому влиянию племя. Жили между нижними

течениями рек Белой и Лабы, на севере их земли шли по Кубани, на юге- по линии р.

Белой. На западе между реками Кубанью и Лабой жили бесланеевцы, по преданиям,

отделившиеся от кабардинцев еще в 15 веке. По характеру культуры и языка они

особенно близки кабардинцам. Частые столкновения между кабардинскими феодалами

и позже приводили к тому, что иногда кабардинские поселения продвигались ближе к

бесланеевцам, в верховья Кубани. А в конце 18-начале 19вв. к бесланеевцам

присоединилась другая группа, ушедшая из Кабарды. Т.о., часть адыгского населения в

современной Черкесии составили переселенцы из Кабарды.

Современные адыги разделены на 3 большие группы: адыгейцев, кабардинцев

и черкесов, хотя кроме языка, духовной и материальной культуры, общего

самоназвания у адыгов была раньше и общность территории. За время, прошедшее с

момента обособления в культуре и языке указанных групп адыгов, произошли

некоторые изменения, особенно языковые, так как язык любого народа развивается и

сравнительно быстрыми темпами.

В настоящее время в адыгейском языке выделяют 4 диалекта: темиргоевский

(чемгуйский), абадзехский, бжедугский и шапсугский. В состав диалектов восточных

адыгов (кабардинского языка) - бесланеевский, Моздокский, а также малокабардинские,

малкинский и кубано-зеленчукские говоры.

Черкесы и кабардинцы говорят на одном диалекте, но адыгейцам менее уже

понятен их диалект. Диалект кабардинцев почти одинаков с черкесским, и этот факт

вполне объясним, т.к. кабардинцы всегда граничили территориально с бесланеевцами.

Впрочем до второй половины19 в. Связи между адыгами (в частности контакты между

восточными и западными адыгами) были более тесными. Несмотря однако, на

территориальную разобщность и отсутствие между отдельными группами адыгов

(кабардинцы, черкесы, адыгейцы) экономического и политического единства, их надо

рассматривать в целом как этническую общность, как единый народ, исходя из

современного этнографического понимания и трактовки понятия этнос.

 
 
 
 
CIRCAS © 2003
Используются технологии uCoz