кто такие черкесы(адыги)...

примечание: слова "черкес" и "адыгеец" пришли из других языков, и не являются названиями отдельных адыгских племен.

основные адыгские племена:

абадзехи
бесланеевцы
бжедуги
жанеевцы
егарухаевцы
кабардинцы
мамхяговцы
махошевцы
натухайцы
темиргоевцы
хатукаевцы
шапсуги


      Черкесы - этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре, западно-горских народностей Кавказа, занимавших (до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и вост. берег Черного моря, т. е. всю южную часть нынешней Кубанской обл. и зап. часть Терской. Ч. делят на три большие группы: собственно Ч. или адыге, как они сами себя называют, кабардинцев - и абхазцев (родственность языка последних с языком Ч. научно, впрочем, еще не установлена). В составь 1-й группы (адыге) входили следующие народности: абадзехи, самое воинственное из черкесских племен, обитавшее в долинах pp. Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по cев. склону Кавказского хребта; шепсуги, населявшие долины р. Убинъ и ее притоков; натухайцы (по берегу Черного моря от Анапы до р.Туапсе и по р. Кубани до Адагума); бесленеевцы - "жители большого леса"; к западу от последних егарукаи и мехешевцы; еще далее па запад, между pp. Схагуаше и Пшишь - гатюкаевцы; севернее, по правому берегу Белой и по водоразделу с Лабой - темиргои (кемгуй); бжедуги (между рр.Афипсом и Белой, к востоку от шепсугов); наконец, жинеевцы, некогда могущественное племя, некогда могущественное племя, остатки которого удержались на Каракубанскомъ о-ве, и весьма смешанное племя убыхов. Ч. жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу VI в. до Р. Хр.

       Название Ч. дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли адыге. Клапрот выводит название Ч. из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что Ч. - синоним разбойника; но название это, по-видимому, древние появления тюркских премен в Средней Адии. Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к Ч. Греки их называли также зюхой (у Арриана). В древности территории Ч., кроме западного Кавказа, простиралась и на Крымский полуостров. Еще в 1502 г. они занимали весь восточный берег Азовского моря
до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами.

       О древнейшей истории Ч. сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими. По словам Масуди (Х в.), они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией. От XVI в. дошло до нас первое детальное описание быта Ч., сделанное генуэзцэм Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявший из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с Каиром. Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес, беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин. Но быт их был полон грубости и жестокости.
       
       Они считались христианами, но приносили жертвы языческим бога; их похоронные обряды часто были языческие; они придерживались многоженства; жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь. Письменности они не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты; роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в одежде. В XVII в. другой путешественник. Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина Ч. уже исповедует магометанство; не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь Ч.. постепенно подпавших и политическому влиянию турок. По заключении Адриапольского мира в 1829 г., когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России. Ч. (с территорией которых Россия граничила по р.Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну, кончившуюся эмиграцией большинства Ч. в Турцию и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости.

       В 1858 г. их насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тыс. мжч., из коих 100 тыс. одних благородных. По окончании войны до 400 тыс. душ выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех Ч. насчитывалось 130 тыс., из коих большая часть (84 тыс.) - кабардинцы. Из собственно Ч. (адыге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тыс., бжедухов 12 тыс., бесленеевцев 6 тыс., шапсугов 2? тыс. - все в Кубанской обл., да еще в Черноморской губ. до 1200 душ. Собственно Ч.-адыге стройны и широкоплечи. Их волосы, чаще всего темнорусые, обрамляют лицо с прекрасным овалом, с блестящими глазами, почти всегда темными. Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию. Они с гордостью говорят: "sse adighe - я адыге" (Шантр).

       Костюм Ч. состоит из бешмета или архалука, черкески, пуговиц, чевяк, бурки и папахи, обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка (название от Ч. перешедшее к нам), ружье, кинжал и пистолеты; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Женщины поверх шаровар надевают длинную рубашку из бязи или кисеи, с широкими рукавами, поверх рубахи шелковый бешмет, чевяки, обшитые галуном, а на голове круглую шапочку, повитую белой кисейной чалмой. Девушки до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь.
      
       Усадьба Ч. обыкновенно расположена совершенно уединенно. Она состоит из сакли, построенной из турлука и крытой соломой, амбара на столбах и хлева, обнесенных плотным тыном, за которым тянутся огороды, засеянные преимущественно кукурузой и просом. К забору с наружной стороны примыкает кунакская, состоящая из дома и конюшни, огороженных частоколом. Сакля состоит из нескольких комнат, с окнами без стекол. Вместо печи в земляном полу углубление для огня, с плетеной, обмазанной глиною трубой. Обстановка самая незатейливая: полки по стенам, несколько столиков, кровать, застланная войлоком. Каменные постройки редки и только на вершинах гор: воинственный Ч. считали постыдным искать защиты за каменными оградами. В пище Ч. очень нетребователен. Обыкновенная его еда: пшеничная похлебка, баранина, молоко, сыр, кукуруза, просяная каша (паста), буза или брага. Свинины и вина не употребляют. Кроме земледелия, скотоводства и охоты, Ч. культивируют пчеловодство. Еще в 50-х гг. XIX в. социальный строй Ч. напоминал собой даже до деталей феодальный быт средневековой Европы.
    
       Князья, благородные, вассалы, крепостные, рабы, вольноотпущенные, крестьяне, крепко сплоченные для взаимной защиты - такова была сложная организация Ч. В одном они отличались от средневековых европейцев: наличностью родового быта, со всеми его особенностями, с его адатом, кровной местью, институтом гостеприимства. Эти черты, особенно последние две, сохранились и до настоящего времени. У благородных существует обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью, опытному учителю (аталык). В семье учителя, вдали от ласк и изнеживающего влияния родителей, мальчик проходит суровую школу закаливания и приобретает все привычки наездника и воина, а девушка - все познания хозяйки дома иработницы. Между воспитанниками и их воспитателями и семьями последних устанавливаются на всю жизнь прочные и нежные узы дружбы. Молодые люди встречаются во время празднеств, танцуют свой национальный танец кафенир (род лезгинки), во время которого происходят объяснения в любви, в единственно допускаемой символической форме произведения выстрелов перед возлюбленной. До брака молодые не имеют никакого общения, но через посредство своих друзей жених просит согласия невесты и условливается соглашение на счет калыма.
      
       Положение женщин тяжелое; на них лежат самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома. Со 2-й половины XXIII в. Ч. все стали магометанами-суннитами. Приверженность к магометанству поддерживается ненавистью к иноверным победителям; но они далеко не магометане по существу. Их религиозные обряды и воззрения - смесь язычества, христианства и магометанства. Они доныне поклоняются Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам воды, моря, деревьев, стихий. Они приносят своим богам кровавые жертвы. Особенно уважаются их священные рощи, которых не смели профанировать, в свое время, даже их священники, ограничивавшиеся лишь установлением среди них крестов, возведением храмов и т.д.
        Язык Ч. совершенно отличен от прочих крестов, возведением храмов и т.д. Язык Ч. совершенно отличен от прочих кавказских языков. Самое чистое наречие - кабардинское; оно отличается обилием губных и палатальных звуков, делающих усвоение произношения почти немыслимым для европейца. Имеется опыт грамматики и словаря, но научное исследование
языка стоит еще на очень примитивной ступени.

       
Лит. см. Кавказский край, Кабардинцы, Абхазцы, а также у Семенова ("Геогр.-статистич. словарь России") и Межова.

Ср. также "Живописная Россия" (т. IX, ст. Берже).

позже будет выложено и про другие адыгские племена...(понятия "черкес" и "адыгэ" относится ко всем адыгским племенам)

CIRCAS © 2003

 

Используются технологии uCoz