|
Ася Еутых,
представительница древнего рода, славившегося искусными кузнецами, архитекторами,
писателями, родилась 8 декабря 1962 гола. Фамилия Еутых, видимо, происходит
от греческого (eftychia), что означает "счастье, удача". В исторических
хрониках упоминается о том, что еще в 374 году до н.э. семья златокузнецов
Еутых с территории левобережья Гипаниса (Кубани) была вывезена в Афины
для работ по строительству храма. С раннего детства у девочки Проявились
разносторонние творческие способности. Она одновременно училась в музыкальной
и художественной школах. Уже первые работы пятнадцатилетней художницы
были высоко отмечены на зональной выставке в г. Ростов-на-Дону.
В 1980 г. Ася поступает на художественно-графическое отделение Карачаево-Черкесского
Государственного педагогического института, где пол руководством опытных
преподавателей Беджанова Юрия Карабатыровича и Титова Виктора Ивановича
совершенствует навыки декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем
она переводится в Кубанский Государственный Университет к преподавателю
Беле Георгию Васильевичу, где завершает общее академическое художественное
образование. Любимыми прелметами в университете у Аси были скульптура
и графика. На последнем голу обучения она проходит специализацию в Дагестане,
училище им. Джемала в г. Махачкале у знаменитого мастера по серебру Курбанали
Магомедова. Здесь же, в Дагестане, рождается дипломная работа: женский
серебряный пояс с кинжальчиком и комплект украшений.
Первые ювелирные работы молодого художника были выполнены в технике ковки,
зерни и филиграни. Особенно близок ей образ гордой независимой женщины
воительницы, амазонки. Ещё в детстве её воображение было потрясено женщиной
рыцарем красавицей Суанд - героиней повести Т. Керашева "Одинокий
всадник". Этот образ породил впоследствии целую серию разнообразных
работ. Среди них девичий шлем, который иногда называют шлемом Адыиф -
героини нартского эпоса. За ним последовало около 100 этнографических
кукол-черкешенок 8 этот период Асе пригодились навыки работы с керамикой.
Головки и руки кукол отливались из шликера, затем обжигались в муфеле,
липа подвергались художественной росписи - каждая со своим неповторимым
характером. Для отделки бархатных платьиц Ася использовала собственную
технику имитации золотого шиться. Наплечные, нагрудные украшения и пояски
исполнялись автором из серебра в этнографическом стиле.
Меж тем художница углублённо изучает археологическое наследие и историю
своего народа. В этом ей помогает и личное знакомство с археологами Адыгеи,
и изучение коллекций Государственного Исторического Музея и Музея искусств
народов Востока в г. Москве, Эрмитажа и Музея Этнографии в Санкт-Петербурге,
музеев в гг. Майкопе, Нальчике и Черкесске. В ГИМе она знакомится с лучшим
экспертом в России по кавказскому оружию, автором книги Оружие народов
Кавказа Э. Г Аствацатурян. Эмма Григорьевна заботливо расспрашивает о
трудностях профессии, объясняет мало известные тонкости, показывает редчайшие
образцы черкесской коллекции ГИМа, тепло, по-матерински, наставляет и
благословляет. Из столичных ' Ася знакомится с археологами В. И. Марковиным,
В. А. Дмитриевым, А. И. Семёновым, А. М. Лесковым.
В 1993 голу в жизни Аси появился постоянный друг и помощник Руслан Туркав,
который, имея престижную инженерную специальность, в совершенстве овладел
разнообразными техниками ювелирной обработки, чем удачно дополнил художественный
потенциал супруги. Сейчас у них подрастают двое сыновей - Заур и Бибарс,
для которых мастерская - самое любимое место в ломе.
В течение нескольких лет художница создаёт целый ряд разнообразных по
тематике и технике произведений, часть из которых представлена в этом
альбоме.
Н. Г. Ловпаче Искусствовед
Заведующий отделом археологии АРИГИ Кандидат исторических наук Заслуженный
деятель
искусств Республики Адыгея
|