Асият Еутых

Ася Еутых, представительница древнего рода, славившегося искусными кузнецами, архитекторами, писателями, родилась 8 декабря 1962 гола. Фамилия Еутых, видимо, происходит от греческого (eftychia), что означает "счастье, удача". В исторических хрониках упоминается о том, что еще в 374 году до н.э. семья златокузнецов Еутых с территории левобережья Гипаниса (Кубани) была вывезена в Афины для работ по строительству храма. С раннего детства у девочки Проявились разносторонние творческие способности. Она одновременно училась в музыкальной и художественной школах. Уже первые работы пятнадцатилетней художницы были высоко отмечены на зональной выставке в г. Ростов-на-Дону.
В 1980 г. Ася поступает на художественно-графическое отделение Карачаево-Черкесского Государственного педагогического института, где пол руководством опытных преподавателей Беджанова Юрия Карабатыровича и Титова Виктора Ивановича совершенствует навыки декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем она переводится в Кубанский Государственный Университет к преподавателю Беле Георгию Васильевичу, где завершает общее академическое художественное образование. Любимыми прелметами в университете у Аси были скульптура и графика. На последнем голу обучения она проходит специализацию в Дагестане, училище им. Джемала в г. Махачкале у знаменитого мастера по серебру Курбанали Магомедова. Здесь же, в Дагестане, рождается дипломная работа: женский серебряный пояс с кинжальчиком и комплект украшений.
Первые ювелирные работы молодого художника были выполнены в технике ковки, зерни и филиграни. Особенно близок ей образ гордой независимой женщины воительницы, амазонки. Ещё в детстве её воображение было потрясено женщиной рыцарем красавицей Суанд - героиней повести Т. Керашева "Одинокий всадник". Этот образ породил впоследствии целую серию разнообразных работ. Среди них девичий шлем, который иногда называют шлемом Адыиф - героини нартского эпоса. За ним последовало около 100 этнографических кукол-черкешенок 8 этот период Асе пригодились навыки работы с керамикой. Головки и руки кукол отливались из шликера, затем обжигались в муфеле, липа подвергались художественной росписи - каждая со своим неповторимым характером. Для отделки бархатных платьиц Ася использовала собственную технику имитации золотого шиться. Наплечные, нагрудные украшения и пояски исполнялись автором из серебра в этнографическом стиле.
Меж тем художница углублённо изучает археологическое наследие и историю своего народа. В этом ей помогает и личное знакомство с археологами Адыгеи, и изучение коллекций Государственного Исторического Музея и Музея искусств народов Востока в г. Москве, Эрмитажа и Музея Этнографии в Санкт-Петербурге, музеев в гг. Майкопе, Нальчике и Черкесске. В ГИМе она знакомится с лучшим экспертом в России по кавказскому оружию, автором книги Оружие народов Кавказа Э. Г Аствацатурян. Эмма Григорьевна заботливо расспрашивает о трудностях профессии, объясняет мало известные тонкости, показывает редчайшие образцы черкесской коллекции ГИМа, тепло, по-матерински, наставляет и благословляет. Из столичных ' Ася знакомится с археологами В. И. Марковиным, В. А. Дмитриевым, А. И. Семёновым, А. М. Лесковым.
В 1993 голу в жизни Аси появился постоянный друг и помощник Руслан Туркав, который, имея престижную инженерную специальность, в совершенстве овладел разнообразными техниками ювелирной обработки, чем удачно дополнил художественный потенциал супруги. Сейчас у них подрастают двое сыновей - Заур и Бибарс, для которых мастерская - самое любимое место в ломе.
В течение нескольких лет художница создаёт целый ряд разнообразных по тематике и технике произведений, часть из которых представлена в этом альбоме.

Н. Г. Ловпаче Искусствовед
Заведующий отделом археологии АРИГИ Кандидат исторических наук Заслуженный деятель
искусств Республики Адыгея

Ниже предложены несколько работ
Аси Еутых
Используются технологии uCoz