Адыги в эпоху позднего средневековья занимали значительную
территорию
Северного Кавказа - весь Северо - Западный Кавказ и районы
Центрального и даже
Северо-Восточного Предкавказья. Для обозначения их употреблялись
два термина -
"адыге" (как самоназвание, но не получившее широкого
распространения в европейской
литературе) и "черкес".
Примерно с 40-х годов 13века в источниках появляется слово
"черкес"
(джеркас). В языке адыгов термин "черкес" существует
как "шэрджэс". В исторической
литературе он является синонимом "адыг". Исследователи
этноним "черкес" связывают
с более древними наименованиями адыгов - "кашки"
(каски), "керкеты". Этого мнения
придерживался, например Шора Ногмов.
По признанию лингвистов, "керкеты" античных,
греко-римских историографов
(более поздняя форма - "черкеней") не кто иные,
как современные черкесы. Принято
считать, что термины "керкет" (наименование древне
адыгского племени,
проживавшего на побережье Черного моря) и "черкес"
тождественны - в греческом
алфавите не было обозначения звука "ч", оно было
заменено буквой "к".
По мнению Тебу де Мариньи, имя "черкес" татарское
и на этом языке означает
"отрезающие путь". В настоящее время черкесами
называют часть адыгов,
проживающих в Карачаево - Черкесии. Этот термин и сейчас
употребляется некоторыми
народами Северного Кавказа для обозначения всех адыгов.
В 18-начале 19 веках адыги продолжали занимать значительную
территорию от
устья Кубани и до Центрального Предкавказья включительно.
На севере граница
проходила по р. Кубани. На юге это пространство примыкало
к Главному Кавказскому
хребту.
Адыги продолжали составлять основное население двух территориально
-политических образований Северного Кавказа - Черкесии
и Кабарды.
Область расселения западных адыгов называлась - Черкесией,
а восточных
- Кабардой. Черкесия занимала территорию от северо-западной
оконечности Большого
Кавказа (Главного Кавказского хребта) до среднего течения
реки Уруп. На севере
граница шла по р. Кубани от устья до впадения в нее р.
Лабы. На юго-западе Черкесия
примыкала к Черному морю от Тамани до р. Шахэ. В 18 веке
Кабарда охватывала
пространство от верховьев р. Кубани на западе и до р.Сунжи
на востоке.
Под общим названием "черкесы" скрывалось много
этнических (племенных и
локальных) групп адыгов с различными наименованиями: шапсуги,
абадзехи, бжедуги,
натухайцы, темиргоевцы, жанеевцы, хатукаевцы, махошевцы,
егарухаевцы,
бесланеевцы, кабардинцы. По некоторым данным, общая численность
адыгов
приближалось к одному миллиону.
Судьба указанных адыгских групп складывалась по-разному.
Одни из них в
процессе войн и обострения политической ситуации, эпидемий
и т.д. численно
сокращались и были поглощены другими группами, а другие
(шапсуги и абадзехи),
наоборот, численно и территориально увеличивались. Исчезли
почти жанеевцы -
некогда могущественное племя, занимавшее западную часть
территории адыгов. Они
жили по берегу моря вдоль р. Пшад. Исчезновение жанеевцев
связано с физическим их
истреблением Турцией и Крымским ханством, а также с этнической
ассимиляцией -
поглащением жанеевцев другими локальными группами адыгов.
Восточнее женеевцев с начала 19в проживали бжедуги (бжьэдыгъу),
которые
делились на две локальные группы - черченеевцев и хамышеевцев.
Натухайцы
(натхъуэдж)- одно из самых многочисленных племен - жили
на территории от устья и
нижнего течения Кубани на севере до р.Джубги на юге, т.е.
главным образом вокруг
г. Анапы, а также по побережью Черного моря в юго-восточном
направлении. С
натухайцами постепенно слились хегаки - маленькое адыгское
племя, жившее под
Анапой. Как считают, в состав натухайцев вошли также часть
жанеевцев и хатукаевцев
("хьэтыкъуей"). Шапсуги (шапсыгъ) занимали территорию
на южных и северных склонах
Кавказского хребта. Самое многочисленное племя. В течение
18в и в начале 19в
численность шапсугов постоянно увеличивалось за счет притока
людей из соседних
адыгских обществ. Абадзехи (абэзэхэ) занимали большую
территорию в Кавказских
горах от бассейна р. Аффипса до бассейна р. Лабы. Темиргоевцы
(к1эмыргуей) - одно
из значительных по численности и политическому влиянию
племя. Жили между нижними
течениями рек Белой и Лабы, на севере их земли шли по
Кубани, на юге- по линии р.
Белой. На западе между реками Кубанью и Лабой жили бесланеевцы,
по преданиям,
отделившиеся от кабардинцев еще в 15 веке. По характеру
культуры и языка они
особенно близки кабардинцам. Частые столкновения между
кабардинскими феодалами
и позже приводили к тому, что иногда кабардинские поселения
продвигались ближе к
бесланеевцам, в верховья Кубани. А в конце 18-начале 19вв.
к бесланеевцам
присоединилась другая группа, ушедшая из Кабарды. Т.о.,
часть адыгского населения в
современной Черкесии составили переселенцы из Кабарды.
Современные адыги разделены на 3 большие группы: адыгейцев,
кабардинцев
и черкесов, хотя кроме языка, духовной и материальной культуры,
общего
самоназвания у адыгов была раньше и общность территории.
За время, прошедшее с
момента обособления в культуре и языке указанных групп
адыгов, произошли
некоторые изменения, особенно языковые, так как язык любого
народа развивается и
сравнительно быстрыми темпами.
В настоящее время в адыгейском языке выделяют 4 диалекта:
темиргоевский
(чемгуйский), абадзехский, бжедугский и шапсугский. В состав
диалектов восточных
адыгов (кабардинского языка) - бесланеевский, Моздокский,
а также малокабардинские,
малкинский и кубано-зеленчукские говоры.
Черкесы и кабардинцы говорят на одном диалекте, но адыгейцам
менее уже
понятен их диалект. Диалект кабардинцев почти одинаков
с черкесским, и этот факт
вполне объясним, т.к. кабардинцы всегда граничили территориально
с бесланеевцами.
Впрочем до второй половины19 в. Связи между адыгами (в
частности контакты между
восточными и западными адыгами) были более тесными. Несмотря
однако, на
территориальную разобщность и отсутствие между отдельными
группами адыгов
(кабардинцы, черкесы, адыгейцы) экономического и политического
единства, их надо
рассматривать в целом как этническую общность, как единый
народ, исходя из
современного этнографического понимания и трактовки понятия
этнос.