|
Симфония
красок
Говорить о чувствах, волнующих нас при соприкосновении с произведениями
высокого искусства, невероятно сложно. Гармония цвета, музыки и поэтического
слога воздействуют на человеческое сознание, наверное, так же, как и Божественная
молитва. И, быть может, поэтому нас влекут к себе храмы, музеи, театры
и вернисажи, где утомленная душа ищет отдохновения и порой находит.
В течение февраля месяца в трех залах выставочного комплекса республиканского
музея царила атмосфера духовного откровения, звучавшая с живописных полотен
человека-творца, художника Мухамеда Хахандукова.
Сам автор этих творений как человек прост и скромен, немногословен в общении,
а глаза его лучатся улыбкой мудреца. Так он смотрит с автопортрета, и
все тот же проникновенный взгляд на портретах его бабушки и матери.
Вглядываясь в чарующие полотна Хахандукова, невольно ловишь себя на том,
что слышишь музыку. Этим волшебством возвышенной мелодии, созвучной с
древними эпическими напевами, насыщено каждое произведение художника,
будь то реалистические пейзажи с горделивыми всадниками на гарцующих конях
или сюрреалистические композиции. Стиль изобразительного мастерства этого
живописца неподражаемо индивидуален. Легкие движения хахандуковской кисти
подобны парению дирижерской палочки в руках большого мастера, в его работах
нет нарочитой национальной колористики, которая порой превалирует у иных
авторов. Почерк Хахандукова спокоен и ровен, как дыхание спящего младенца,
но за этой уравновешенностью цветовых нюансов кроется мощь темперамента.
Это ощущается в таких картинах как "Нарцисс", "Горянка",
"Сон", "Горец", "Закат". По особенному пронзителен
внутренним психологическим напряжением портрет народного поэта Карачаево-Черкесии
Керима Мхце. Образ стихотворца-мыслителя, написанный в нежно-небесных
тонах, будто соткан из воздуха. Кто знал Керима, без всякого сомнения,
почувствует рядом с собой присутствие души поэта, души страждущей, незащищенной,
обнаженной перед всеми стихиями и ранимой. В ней боль, и нежность, и любовь
ко всем живущим на земле. Одухотворенный портрет Керима Мхце вселяет веру,
что он не покинул нас навсегда, он где-то рядом и даже слышен его тихий
голос. И в этом великий талант художника Мухамеда Хахандукова.
Привлекательны своим композиционным решением и философским содержанием
картины "Полдень", "Аул Псыж", "Хумара",
"Вечерний аул". Простые на первый взгляд незамысловатые сюжеты
на самом деле наполнены жизнью, которая ощущается в колыхании ветвей на
деревьях, в глубинном дыхании земли и даже в вековых булыжниках каменного
забора.
Человек и природа в работах Хахандукова неразрывны. Таков портрет деда
художника. От внешне сурового облика старца веет духовной теплотой и неистребимой
верой
холмистого пейзажа он сам подобен скалистой вершине", кик единая
часть нашей кавказской природы, и олицетворят собой непокоримый дух национального
характера народа, к которому принадлежит.
Род черкеса Мухамеда Хахандукова ведет свое начало от корней древней княжеской
фамилии Хахандуковых с Большой Кабарды. В начале XIX века прадед художника,
покинув землю предков, основал один из первых черкесских аулов в долине
реки Малый Зеленчук. В двадцатые годы, во время становления Советской
власти в наших краях, аул Хахандуковский был переименован в аул Али-Бердуковский.
Мухамед практически не жил в ауле своего деда, он родился и вырос в городе
Черкесске. Но красоту природы умеет не только ценить, но и мастерски отображать
своим высоким талантом.
Его отец Рамазан Магометович Хахандуков был известен как журналист, до
конца своих дней проработавший в редакции черкесской газеты. Он также
был талантливым драматургом и искусным рисовальщиком. Мухамеду от отца
сполна передались его пытливый ум и особенность характера - быть неравнодушным
к окружающему миру.
В одном из романов извеспкмо немецкого писателя Эриха Марии Ремарка сказано,
что об искусстве говорить невозможно, его надо чувствать. Персональная
выставка художника Мухамеда Хахандукова эту истину подтверждает симфонией
красок искренно и убедительно.
Сам факт плодотворного существования столь значительных талантов, как
Хахандуков и других ярких творческих личностей в среде народов нашей многонациональной
республики, говорит о многом. Ведь по большому счету именно такие люди,
как безвременно ушедшие от нас Муса Батчаев, Сергей Никулин, Мухамед Нахушев,
Керим Мхце, Кельдихан Кумратова и многие другие, и ныне здравствующие
созидатели духовных благ, составляют наш с вами золотой генофонд, ибо
нет ничего более ценного для человечества, чем сохраненная и развивающаяся
вековая духовность предком, прорастающая цветами добра в сердцах потомков.
Юрий ШИДОВ.
Журнал "Черкесия" выпуск №1.
|